Для очередной части школьников пришел срок переходить границу детства/серьезности. Хотя, про серьезность еще надо посмотреть! Кто, вообще, сказал, что в отрочестве нет места глубокомыслию? Это только со стороны кажется, что семиклассник, конструируя очередной прорывной ускоритель изотопных ядер, занимается нелепостью.
И я здесь имею в виду вовсе не «глубокий интерес, способный субъективно вывести этого школьника, в карьерном отношении, на ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий под названием «Сколково».
Совершенно нет! Речь про штуку гораздо более, как может многим показаться, заурядную. Я имею в виду тот душевный посыл, которому еще не придумали точного определения. Когда, человек делает что-то, не задумываясь о том, для чего это ему нужно. Кто-то назовет легкомыслием юности, второй найдет причину в духовном типе мышления, третий и вовсе заметит закономерность - «родители гадали, но гены все решили сами». Как по мне, так лучше оставить эти расчеты в стороне и признать простую, логичную вещь, - школьный период - время, когда мы формируемся как интеллектуальные единицы: часто переоцениваем собственную значимость, пребываем в эйфории перспектив и абсолютно не слышим этих взрыслых. Они говорят, якобы мне надо учиться, чтобы стать богатым и счастливым, а я только вижу залетку-дипломанта Магу, из ряда «бесконечных юристов и экономистов». Но одно в этом суровом контексте неоспоримо точно - многое в моей судьбе определили те люди, которые меня мучили. Я их сейчас понимаю, я их знаю и я их никогда не забуду.
Теперь, когда голова «встала на место», когда более-менее стали видны очертания будущего, пытаюсь мысленно вернуться назад и ответить на вопрос: «А как сложилась бы моя судьба, окажись на месте первых учителей какие-нибудь другие люди?». Одного ответа на него быть не может. Потому, что мир у нас весьма противоречивый. Как в рулетке: здесь мне рады - там меня терпеть не смогут. И это не голословные домыслы кичливого юнца. Опыт - сложнейший путь познания мира, но только он способен разбудить в нас реальность. Бывая на всяких конференциях, олимпиадах, форумах я изловчился вникнуть в суть учительской профессии. Большинство из тех пестунов, с которыми мне приходилось пересекаться за последние года четыре, способны вырастить полноценное поколение модернизаторов.
Не думаю, что сражу своим представлением о правильной системе образования, но все равно скажу. Как и некоторые другие люди я считаю, что школа должна учить тех, кто хочет учиться. Поверьте - учиться захотят большинство. Нужно, всего-навсего доказать ребятам, что их судьба в их же руках. Отвлеченно-поучительные тирады родителей дорываются прямо противоположных результатов, а потому - строить будущее 21 века надо начинать именно с просвещения родимых взрослых. Ни для кого не секрет, что у многих родителей прямые обязанности ограничиваются обеспечением ребенка необходимым, его устройством в школу и периодическим заглядыванием в дневник. А способно ли общество проложить себе дорожку к нано-будущему, пока ключевая ячейка которой (семья) сохраняет подобные подходы к пониманию сути образования? Абсолютно нет. Я считаю, что пятибалльная система оценки знаний изжила себя. Она не вписывается в контекст заявлений первых лиц государства, ибо не дает гарантий, что школьник материал запомнил надолго. А цель-то вырастить реноваторов больших и малых вертикалей! В нынешнем состоянии родители обращают внимание в первую очередь, на оценки, неимение-имение чадом замечаний от педагогов, умудряясь требовать от ребенка, желающего стать медиком-сонографистом развернутый анализ больших классических литературных произведений. Кто-то может стать на дыбы, повторяя избытые речи, вроде «войну и мир» надо прочитать, чтобы познакомиться с достойной историей и понять, кто я есть на самом деле». Согласен, но, дорогие оппоненты, согласитесь и с тем, что прогрессивное будущее невозможно без избавления от советского образа мышления, к коей априори относится. Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты. А чтобы их взрастить - подходящие учителя. Очень надеюсь, что наше правительство наконец, перестанет богохульничать и повысит оплату труда педагогам. В противном случае, буду солидарен с многочисленными блогерами «о жуликах и ворах».
P.S До конца жизни обязан моему дорогому педагогическому коллективу 42-ой школы Махачкалы за то, что они смогли сделать меня таким, какой я есть. Вы входили в положение, делали поблажки, шли интеллектуально против мнения большинства коллег, но все же подарили мне реальное понимание мира!
СПАСИБО!
Ислам Абдуллабеков.
|